Бисмилляхи-Рахманир-Рахим!
Фестиваль мусульманской молодежи
27 организаций
участвуют из регионов России
54 СМИ
пишут о Фестивале
100 делегатов
встретятся на диспутах
Все, что раздражает в других, может вести к пониманию себя

Карл Густав Юнг

заяви, куда надо!
Хочешь такую классную футболку, отличную компанию и массу мероприятий?

Подай заявку на участие в III Фестивале мусульманской молодежи!
сборник материалов фмм 2007
на главную // сборник материалов фмм 2007

Материалы: "Что есть мусульманская журналистика, подходы к ее пониманию, собственные методы"

(20.06.2008)
Радик Хуснутдинов – член оргкомитета Фестиваля мусульманской молодежи, делегат от Духовного управления мусульман РТ, главный редактор информационного агентства «Исламтат.Ру»

Говоря о современности, замечу, что первые мусульманские средства массовой информации, а это, в основном, печатные издания, начали выходить около 15–17 лет назад. Такие СМИ выпускались непосредственно мусульманами, выходили при мечетях или мусульманских центрах, коими могли быть просветительские фонды, либо издательские дома. Резкие изменения государственной политики в отношении религии не могли быть проигнорированы мусульманскими деятелями и были использованы для распространения Ислама через средства массовой информации.

Прослеживая опыт первых изданий, можно сказать, что в профессиональном плане журналистской подготовки они не имели совершенно. «Тонкие» газеточки пропагандистского характера успешно зарекомендовали не оформившееся до сих пор понятие «мусульманской журналистики», как средства массовой информации, направленного на освещение обрядовой стороны религии, статей призыва к совершению религиозных предписаний и вагазов (религиозных проповедей) мулл, в чьих мечетях и выходили эти газеты. Это значительно сузило возможную аудиторию изданий, что является крайне негативным фактором в вопросе развития мусульманской журналистики.

Способ распространения подобных изданий был единственно возможным на данном этапе — бесплатная раздача газет у входа в мечеть, например, перед пятничным намазом. Соответственно, говорить о какой-либо рентабельности здесь не приходится. И как следствие — отсутствие штата сотрудников газеты (это мог быть один человек, который был и редактором и верстальщиком и корреспондентом в одном лице) и совершенно не удовлетворяющие информационному спросу мусульманского и не только населения тиражи. Такие газеты в большинстве своем не имели государственной регистрации в качестве СМИ и выходили тиражами до тысячи экземпляров, тогда как спрос мог бы превышать данное предложение (при условии его качественности) в десятки раз уже тогда.
Все это явилось предпосылками для крайне медленного формирования информационной ниши, условно называемой «мусульманская журналистика», и обусловило отсутствие единой миссии мусульманских СМИ вплоть до настоящего времени. Естественным является здесь и «текучесть» внутри такой ниши. Газеты появлялись и исчезали, часто не выдерживая издания и в 10 номеров.

До сих пор отсутствует четкое информационное сообщение между руководителями многочисленных мусульманских изданий, например, в форме регулярных круглых столов в рамках какой-либо координирующей структуры, которая могла бы способствовать развитию мусульманской журналистики и быть авторитетной для ведущих исламских СМИ. Подобное информационное сообщение могло бы помочь в выработке единых позиций по актуальным вопросам развития мусульманской журналистики, помочь в обмене опытом, «подтянуть» отстающих к лидирующим, выработать единую миссию мусульманской журналистики как «явления», а также, возможно, способствовать институционализации мусульманской журналистики, выделению ее предмета и собственных методов в отдельный научный блок. Аккумулируя такой научный потенциал знания, координирующая структура могла бы распространять его в среду практиков, задавая тон развития мусульманской журналистики в духе скорейшего ее становления и укрепления, не допуская в этих вопросах регресса и застоя.

Дух мусульманской журналистики

Говоря «мусульманская журналистика», мы уже подразумеваем обособление ее предмета от предмета журналистики вообще, либо выделение такового в отдельных блок в рамках науки журналистики. Данный вопрос является принципиальным, так как от него зависит определение векторов развития журналистики. В этом отношении хочется отметить два возможных подхода.

Подход первый. Мусульманская журналистика — самостоятельная часть научно-практического знания

В рамках данного подхода видно, что мусульманская журналистика должна иметь, как собственный предмет исследования, собственные методы и миссию, так и самостоятельные институты и, возможно, даже отдельные субъекты и поле деятельности. Такой подход лично мне видится неудачным. Хотя бы из-за того, что, учитывая современное состояние и уровень развития мусульманской журналистики, ясно, что квалифицированных кадров-практиков и теоретиков в достаточном количестве для выработки необходимого научно-практического потенциала элементарно не хватит еще, видимо, долго. А заглядывая более глубоко, можно спрогнозировать подобное развитие мусульманской журналистики, и увидеть, к примеру такие негативные явления, как обособление ее носителей в глобальном плане от остального, уже сформированного и устоявшегося информационного сообщества. И это относится не только к России. В свою очередь такое явление способно привести к маргинализации мусульманской журналистики, сужению ее аудитории и постоянному принципиальному противостоянию с уже существующим информационным сообществом, которое является более жизнеспособным в плане формирования общественного мнения. Следовательно, выполнение миссии мусульманской журналистики в рамках данного подхода будет крайне осложнено.

Подход второй. Мусульманская журналистика – относительно самостоятельный научно-практический блок, действующий все же в рамках журналистики вообще.

Данный подход видится мне гораздо более гибким, целесообразным. Он намного больше отвечает требованиям о необходимости выполнения мусульманской журналистикой определенной собственной миссии, позволяет избежать проблем, присущих первому подходу. Хотелось бы обратить внимание читателя на формулировку «действующий в рамках журналистики вообще». Это подразумевает и использование каких-то присущих журналистике как таковой методов, и базирование на уже выработанном научно-практическом потенциале. Отличие состоит в части предмета, в наличии собственных методов (к примеру «желтая пресса», которой не может быть в мусульманской журналистике), заменяющих некоторые из присущих общей журналистике наряду с использованием других методов журналистики, и, самое главное, в собственной миссии мусульманской журналистики.

Проанализировав базовые фундаментальные идеи, содержащиеся в источниках проф.этики журналиста, я пришел в выводу, что цементирующей основой миссии журналистики как таковой является просвещение общественности, как предпосылка справедливости и основа демократии. Этим фундаментальным положением пронизан, к примеру, Кодекс Sigma Delta Chi – самой крупной, представительной и разветвленной журналистской организации в мире с уже почти вековой историей. Те же начала прослеживаются и в Кодексе проф.этики российского журналиста, в Российском кодексе профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью. Говоря же о мусульманской журналистике, необходимо конкретизировать ее миссию, выделив тем самым в отдельно стоящую.

Каждый мусульманин, исповедующий и практикующий Ислам, имеет одной из своих религиозных обязанностей донесение высокоморальных и гуманистических ценностей религии до окружающих людей с использованием наилучших и эффективнейших средств и методов. И мусульманская журналистика в этом смысле должна содержать дух общемусульманской миссии.

Безусловно, одной из фундаментальных основ существования журналистики вообще является право общественности на информацию, на информированность. И такая информированность должна приводить к созданию в обществе идеалов справедливости. Что же касается демократии, отмечу что здесь необходима конкретизация, которую и способна внести мусульманская журналистика. Если понимать демократию обобщенно, как «власть народа» в значении «власть каждого», тогда само понятие демократии является скорее дестабилизирующим фактором развития общества и способна на некоторых своих векторах даже вступать в антагонизм с понятием справедливости. Однако если же под демократией, взятой конечной целью миссии журналистики, понимать паритетный подход к учету интересов социальных страт, глобальных культур и их субкультур, наций и государств, тогда, безусловно, мусульманская журналистика должна своей миссией выбрать наиболее гибкие и целесообразные формы ведения диалога между стратами, культурами и обществами, конечной целью которого будет идеал справедливости через паритетный учет интересов.

Миссия журналистики в данном случае будет состоять в том, чтобы без отрыва от общей журналистики расставлять свои акценты, способствующие диалогу культур, внутреннему диалогу социума в поисках наилучших форм его организации. Миссия мусульманской журналистики призвана достойно дать альтернативный взгляд на мир, на место человека в нем, на взаимоотношения людей и институтов общества. И базисом всего этого является гуманистическое и высокоморальное религиозное учение, как путь данный человеку Богом, сотворившим самого человека.

Поле деятельности мусульманской журналистики ни в коем случае не должно отличаться от поля деятельности общей журналистики. Право общества на информированность для мусульманской журналистики должно быть обязанностью, которую нельзя искусственно сужать до рамок объяснения обрядовой стороны, публикации пятничных проповедей имамов, проповедников, муфтиев, казыев и т.д., но должно исполняться во всех сферах общества. Безусловно, это экономика и финансы, наука и образование, политика и власть, искусство и культура и т.д. и т.д.. Ведь все это — результат развития человеческого сообщества, проявление его потенциала. И мусульманская журналистика, видя во всем этом, в любой грани человеческого развития и сферы деятельности либо интересов замысел Создателя, не вправе изолироваться от каких-то тем, предпочитая другие. Напротив, необходимо заниматься каждой сферой, расставляя акценты во всех из них в духе единой общей миссии мусульманской журналистики.

Запреты и ограничения или частно-практические методы мусульманской журналистики

В отличие от светской журналистики, которая может в понятии демократии, как одной из целей своего существования, видеть власть каждого, а следовательно и вседозволенность, индивидуальное саморегулирование нравов в обществе, мусульманская журналистика должна иметь четкое видение и различение факторов, способствующих стабилизации в обществе и дестабилизирующих предпосылок. В связи с этим совершенно логичным видится и наличие у мусульманской журналистики собственного частно-практического метода, который присущ только ей и в силу ее сути — духа общемусульманской миссии.

Желтая журналистика и другие направления, объективно создающие предпосылки регресса общественного сознания

Мораль мусульманского учения твердо стоит на позициях недопустимости вмешательства в частную жизнь. Освещение фактов личной жизни известных людей, которые свою известность могли набрать благодаря, например, скандальному поведению или половой привлекательности, которая постоянно выставляется напоказ, для мусульманской журналистики является неприемлемым. Это не способствует укреплению в обществе духа нравственности, без которого меняется современный образ и облик человека вообще. И метод мусульманской журналистики заключается в отказе от ряда явлений и тем, которые могут оказывать на общество, скорее дестабилизирующее влияние, способствовать нравственной деградации молодого поколения, привитию им «гламурного» и паразитирующего образа мышления. И это только лишь пример одного из направлений «желтой» журналистики, которая также любит и связку шоу-скандалы-сенсации. Есть и другие.

В конечном итоге мусульманская журналистика выстраивает систему негативного отношения и информационной изоляции тех направлений и явлений, которые не являются способствующими формированию высоконравственных широкоразвитых и гуманистически воспитанных личностей. А это уже интерес не узкой группы людей, а общества как такового.

Геополитика и важность соблюдения права общества на информированность

Что касается геополитики, то здесь мусульманская журналистика должна заниматься изучением и освещением самих проблем и предпосылок возникновения геополитической напряженности, не раздувая при этом образ какого-либо врага, что также не способствует диалогу культур и наций и ведет к тупиковому противостоянию искусственно разделенных на разные стороны крупных человеческих сообществ.

Современная общая журналистика в большинстве своем практикует информирование общественности о конкретных фактах, о взрывах и политических кризисах, преступлениях и конкретных личностях. У обывателя может сложиться нецелостная картина геополитической расстановки в мире или конкретном регионе. Ведь угнетенные и угнетающие, «хорошие» и «плохие» — все они отстаивают что-то свое, свои взгляды и используют свои методы. И ставя вопрос «А судьи кто?» перед журналистской братией хочется, чтобы на нее это бремя не возлагалось, так как, учитывая, ее влияние на общественное мнение, последствия этого могут быть весьма плачевными. Почему бы, помня о праве общества на информированность, не дать ему возможность самому делать для себя выводы на основе глубокого и всестороннего освещения интересов каждой стороны и первопричин создания той или иной геополитической обстановки в мире? Ведь даже угроза мирового терроризма устрашающе крупной частью журналистского сообщества преподносится обществу так или иначе в связи с религиозными убеждениями и пресловутым «конфликтом цивилизаций». Однако при этом суть, к примеру, самого религиозного учения совершенно не отражается даже крупнейшими информационными группами. Другими словами, журналистика, не сведущая в вопросе религии, решает за нее и ее адептов наиважнейшие вопросы. Ведь при зубной боли мы не приходим к учителю русского языка, верно? Вот здесь то и хочется вспомнить о праве общества на информированность. На наличие в практике проявлений дестабилизирующих подходов и методов, от которых так разительно отличается собственно-практический метод мусульманской журналистики.

Для того, чтобы дальнейшее обсуждение особенностей частно-практического метода мусульманской журналистики не перешло в очерчивание конкретного круга практических задач, что не является целью данной работы, подытожу тем, что метод мусульманской журналистики действительно должен состоять из отказа от некоторых составляющих метода общей журналистики, однако такой отказ объективно служит в перспективе на благо обществу и должен способствовать выполнению миссии мусульманской журналистики в обществе.

на главную

интересно
Когда и где впервые состоялся Фестиваль мусульманской молодежи? Как он проходил и кто был его организатором?
Марат Бариев Марат Бариев
Нравственность и здоровье молодежи нас радует
Гусман Исхаков Гусман Исхаков
Аллах любит, когда собираются ради религии
Ренат Валиуллин Ренат Валиуллин
Фестиваль важен и государству и молодежи
Миляуша Шарапова Миляуша Шарапова
География Фестиваля расширяется
Рафик Мухаметшин Рафик Мухаметшин
Такие мероприятия очень нужны для молодежи
Ильдар Гильмутдинов Ильдар Гильмутдинов
ФНКАТ РФ очень рада такому Фестивалю!

Интересное из Интернета
Загружается...

© Студия Ариф.Ру
Организационный комитет II Фестиваля мусульманской молодежи