Рахимова Диляра – руководитель пресс-службы Российского Исламского университета, журналист На данном круглом столе меня просили высказаться по профессиональным качествам мусульманского журналиста. Разумеется, мусульманский журналист должен разделять духовные и нравственные ценности Ислама. Второе необходимое качество — профессионализм, без этого журналист не принесет пользы ни светскому, ни религиозному изданию. Другое качество, без которого невозможно, на мой взгляд, работать в журналистике — это идейность. Так как профессия эта связана с интересами очень многих групп, политических и общественных, журналист часто подвергается давлению, наличие определенной позиции по ключевым вопросам и четких ориентиров просто необходимо. Считаю неправильной точку зрения о том, что в России нет профессиональных мусульманских журналистов и вследствие этого мусульманские СМИ продолжают оставаться на крайне низком качественном уровне. В Москве, Казани и других крупных городах работают профессионалы и их количество достаточно для того, чтобы выпускать не один, а несколько медийных продуктов на достойном уровне. К примеру, в Казани на уровне заместителей редакторов различных печатных изданий работают люди, практикующие Ислам и понимающие ситуацию и умеющие работать в конфессиональной журналистике. Есть такие люди и на местном телевидении и радио. Проблема, на мой взгляд, заключается в том, что непрофессионалы, делающие непрофессиональные издания, работают на общественных началах, а живут на средства, которые заработали на официальном месте службы. А для квалифицированных кадров журналистика — это не волонтерство, а профессия, при помощи которой надо зарабатывать, содержать семью. Поэтому профессионалы не могут позволить себе работать бесплатно на мусульманские СМИ и вынуждены уходить в другие издания. Что касается специальной подготовки мусульманских журналистов, она, безусловно, нужна, но нельзя под предлогом нехватки профессионалов откладывать вопрос развития мусульманских СМИ, так можно протянуть годы и ничего не добиться. Хотелось бы упомянуть здесь об опыте Российского Исламского университета. Именно из соображений подготовки журналистов в октябре 2006 года мы основали студенческую газету вуза под названием «Форум». Мы ставили цель не издавать еще один очередной медийный полупродукт, которых и без того много, а создать базу для обучения студентов азам профессии на практике и параллельно создать площадку, на которой студенты могли бы обсуждать вопросы развития исламского образования и конкретно своего вуза. Работа велась как на теоретических и практических занятиях, личных консультациях. Мы добились некоторых результатов, но опять встает вопрос востребованности молодых кадров и способов удержать их в этой профессии. Ситуация эта, как мне представляется, может решиться только с появлением социального заказа на качественное, общедоступное федеральное мусульманское СМИ. Я считаю, что заказ этот должен исходить от государства. Разумеется, встает вопрос о финансировании. Практика показывает, что на бизнес-структуры не всегда можно положиться в деле поддержки мусульманских СМИ. Полная финансовая зависимость от одного конкретного бизнесмена может поставить под угрозу само существование газеты или Интернет-портала, так как благополучие данного будет целиком зависеть от настроения и прихоти мецената, как и происходило уже много раз. Медиа-проект должен быть долгосрочным, поэтому партнером и заказчиком должно быть государство, при, разумеется, поддержке коммерческих структур. Здесь естественно, встанет вопрос об ангажированности таких медиа. Но мой опыт также говорит о том, что не-ангажированных медиа вообще не существует в природе, газеты, журналы, телевидение в любом случае транслируют чью-то определенную позицию, и лучше, если это будет позиция Ислама, а не сектантских течений. Мне бы хотелось также отметить несколько достойных внимания и похвалы примеров существования мусульманских СМИ. В Дагестане выходит газета «Ас-Салам», тираж ее 47000 экз., в основном расходится по подписке. Газета выходит на восьми языках, распространенных в республике. Газета полностью самоокупаема. Говорилось также о целесообразности создания СМИ, не имеющего яркую исламскую окраску, которое бы освещало все, что происходит в мире, но при этом, давало бы мусульманский взгляд, позицию на происходящее. Такой опыт в Татарстане также был. Газета «Восточный экспресс» в прежнем формате (сейчас она преобразована в таблоид) как раз вещала позицию татарской мусульманской интеллигенции, создавая образ мусульманина как просвещенного и современного человека. В этой связи хочу также подчеркнуть, что мы — мусульмане, очень слабо используем ресурс светских СМИ, которые, в особенности сетевые, очень заинтересованы в эксклюзивных и качественных новостях о жизни мусульманской общины. Региональные новостные порталы с готовностью публикуют новости о деятельности местных духовных управлений мусульман и вообще о всякой активности уммы, вопрос только в умении правильно подавать эту информацию. Мы имеем хороший пример освещения новостей религий на федеральном новостном ресурсе «Регионы» (www.regions.ru) и ряде других. Говоря о специфических мусульманских СМИ, рассчитанных на читателей, которые уже причисляют себя к российской мусульманской общине, можно сказать, что с задачей создания местных печатных изданий в регионах худо-бедно справились. Основной задачей в области информационной деятельности на данном этапе является учреждение общефедерального печатного СМИ, которое позволило бы создать общую для всех российских мусульман информационное пространство, площадку для обсуждения актуальных проблем и некий пул, в который стекается вся информация из регионов. Это нужно для того, чтобы умма имела общую позицию по ключевым вопросам взаимодействия с обществом и властью. К примеру, когда встал вопрос о введении курса основ православной культуры в школах мусульманские священнослужители делали по этому поводу абсолютно противоречащие друг другу заявления, хотя можно было для начала обсудить этот вопрос внутри своего сообщества, вырабатывать единую позицию и только затем транслировать ее через федеральные СМИ. Можно предложить и такую форму работы — единое федеральное издание, которое в каждом регионе выходит с местной вкладкой, а соотношение объема федеральной и региональной составляющих можно было бы сделать 50/50. Что касается проблемы с отсутствием мусульманской аналитики, думаю, этот вопрос также может решиться. Качественной аналитики не может быть без качественного информационного ее обеспечения. Информационное пространство на 70% формируется из работы новостной службы – новостей и репортажей, аналитика же основана на сравнении и анализе фактов, а фактами аналитических обозревателей должны обеспечивать как раз таки новостники. Поэтому, как я считаю, полноценная служба новостей, как только будет создана, появятся и аналитики и грамотные обозреватели.
|