Бисмилляхи-Рахманир-Рахим!
Фестиваль мусульманской молодежи
27 организаций
участвуют из регионов России
54 СМИ
пишут о Фестивале
100 делегатов
встретятся на диспутах
Не войдет в рай грубый и черствый человек

Хадис 4801, Абу Дауд

заяви, куда надо!
Хочешь такую классную футболку, отличную компанию и массу мероприятий?

Подай заявку на участие в III Фестивале мусульманской молодежи!
сборник материалов фмм 2007
на главную // сборник материалов фмм 2007

Материалы: "Качества мусульманского журналиста, ресурс светских СМИ, необходимость единого федерального исламского СМИ"

(20.06.2008)
Рахимова Диляра – руководитель пресс-службы Российского Исламского университета, журналист

На данном круглом столе меня просили высказаться по профессиональным качествам мусульманского журналиста. Разумеется, мусульманский журналист должен разделять духовные и нравственные ценности Ислама. Второе необходимое качество — профессионализм, без этого журналист не принесет пользы ни светскому, ни религиозному изданию. Другое качество, без которого невозможно, на мой взгляд, работать в журналистике — это идейность. Так как профессия эта связана с интересами очень многих групп, политических и общественных, журналист часто подвергается давлению, наличие определенной позиции по ключевым вопросам и четких ориентиров просто необходимо.

Считаю неправильной точку зрения о том, что в России нет профессиональных мусульманских журналистов и вследствие этого мусульманские СМИ продолжают оставаться на крайне низком качественном уровне. В Москве, Казани и других крупных городах работают профессионалы и их количество достаточно для того, чтобы выпускать не один, а несколько медийных продуктов на достойном уровне. К примеру, в Казани на уровне заместителей редакторов различных печатных изданий работают люди, практикующие Ислам и понимающие ситуацию и умеющие работать в конфессиональной журналистике. Есть такие люди и на местном телевидении и радио.

Проблема, на мой взгляд, заключается в том, что непрофессионалы, делающие непрофессиональные издания, работают на общественных началах, а живут на средства, которые заработали на официальном месте службы. А для квалифицированных кадров журналистика — это не волонтерство, а профессия, при помощи которой надо зарабатывать, содержать семью. Поэтому профессионалы не могут позволить себе работать бесплатно на мусульманские СМИ и вынуждены уходить в другие издания.

Что касается специальной подготовки мусульманских журналистов, она, безусловно, нужна, но нельзя под предлогом нехватки профессионалов откладывать вопрос развития мусульманских СМИ, так можно протянуть годы и ничего не добиться. Хотелось бы упомянуть здесь об опыте Российского Исламского университета. Именно из соображений подготовки журналистов в октябре 2006 года мы основали студенческую газету вуза под названием «Форум». Мы ставили цель не издавать еще один очередной медийный полупродукт, которых и без того много, а создать базу для обучения студентов азам профессии на практике и параллельно создать площадку, на которой студенты могли бы обсуждать вопросы развития исламского образования и конкретно своего вуза. Работа велась как на теоретических и практических занятиях, личных консультациях. Мы добились некоторых результатов, но опять встает вопрос востребованности молодых кадров и способов удержать их в этой профессии.

Ситуация эта, как мне представляется, может решиться только с появлением социального заказа на качественное, общедоступное федеральное мусульманское СМИ. Я считаю, что заказ этот должен исходить от государства. Разумеется, встает вопрос о финансировании. Практика показывает, что на бизнес-структуры не всегда можно положиться в деле поддержки мусульманских СМИ. Полная финансовая зависимость от одного конкретного бизнесмена может поставить под угрозу само существование газеты или Интернет-портала, так как благополучие данного будет целиком зависеть от настроения и прихоти мецената, как и происходило уже много раз. Медиа-проект должен быть долгосрочным, поэтому партнером и заказчиком должно быть государство, при, разумеется, поддержке коммерческих структур.

Здесь естественно, встанет вопрос об ангажированности таких медиа. Но мой опыт также говорит о том, что не-ангажированных медиа вообще не существует в природе, газеты, журналы, телевидение в любом случае транслируют чью-то определенную позицию, и лучше, если это будет позиция Ислама, а не сектантских течений.

Мне бы хотелось также отметить несколько достойных внимания и похвалы примеров существования мусульманских СМИ. В Дагестане выходит газета «Ас-Салам», тираж ее 47000 экз., в основном расходится по подписке. Газета выходит на восьми языках, распространенных в республике. Газета полностью самоокупаема. Говорилось также о целесообразности создания СМИ, не имеющего яркую исламскую окраску, которое бы освещало все, что происходит в мире, но при этом, давало бы мусульманский взгляд, позицию на происходящее. Такой опыт в Татарстане также был. Газета «Восточный экспресс» в прежнем формате (сейчас она преобразована в таблоид) как раз вещала позицию татарской мусульманской интеллигенции, создавая образ мусульманина как просвещенного и современного человека.

В этой связи хочу также подчеркнуть, что мы — мусульмане, очень слабо используем ресурс светских СМИ, которые, в особенности сетевые, очень заинтересованы в эксклюзивных и качественных новостях о жизни мусульманской общины. Региональные новостные порталы с готовностью публикуют новости о деятельности местных духовных управлений мусульман и вообще о всякой активности уммы, вопрос только в умении правильно подавать эту информацию. Мы имеем хороший пример освещения новостей религий на федеральном новостном ресурсе «Регионы» (www.regions.ru) и ряде других.

Говоря о специфических мусульманских СМИ, рассчитанных на читателей, которые уже причисляют себя к российской мусульманской общине, можно сказать, что с задачей создания местных печатных изданий в регионах худо-бедно справились. Основной задачей в области информационной деятельности на данном этапе является учреждение общефедерального печатного СМИ, которое позволило бы создать общую для всех российских мусульман информационное пространство, площадку для обсуждения актуальных проблем и некий пул, в который стекается вся информация из регионов. Это нужно для того, чтобы умма имела общую позицию по ключевым вопросам взаимодействия с обществом и властью. К примеру, когда встал вопрос о введении курса основ православной культуры в школах мусульманские священнослужители делали по этому поводу абсолютно противоречащие друг другу заявления, хотя можно было для начала обсудить этот вопрос внутри своего сообщества, вырабатывать единую позицию и только затем транслировать ее через федеральные СМИ.

Можно предложить и такую форму работы — единое федеральное издание, которое в каждом регионе выходит с местной вкладкой, а соотношение объема федеральной и региональной составляющих можно было бы сделать 50/50.

Что касается проблемы с отсутствием мусульманской аналитики, думаю, этот вопрос также может решиться. Качественной аналитики не может быть без качественного информационного ее обеспечения. Информационное пространство на 70% формируется из работы новостной службы – новостей и репортажей, аналитика же основана на сравнении и анализе фактов, а фактами аналитических обозревателей должны обеспечивать как раз таки новостники. Поэтому, как я считаю, полноценная служба новостей, как только будет создана, появятся и аналитики и грамотные обозреватели.

на главную

интересно
Когда и где впервые состоялся Фестиваль мусульманской молодежи? Как он проходил и кто был его организатором?
Марат Бариев Марат Бариев
Нравственность и здоровье молодежи нас радует
Гусман Исхаков Гусман Исхаков
Аллах любит, когда собираются ради религии
Ренат Валиуллин Ренат Валиуллин
Фестиваль важен и государству и молодежи
Миляуша Шарапова Миляуша Шарапова
География Фестиваля расширяется
Рафик Мухаметшин Рафик Мухаметшин
Такие мероприятия очень нужны для молодежи
Ильдар Гильмутдинов Ильдар Гильмутдинов
ФНКАТ РФ очень рада такому Фестивалю!

Интересное из Интернета
Загружается...

© Студия Ариф.Ру
Организационный комитет II Фестиваля мусульманской молодежи