Бисмилляхи-Рахманир-Рахим!
Фестиваль мусульманской молодежи
27 организаций
участвуют из регионов России
54 СМИ
пишут о Фестивале
100 делегатов
встретятся на диспутах
Зрелость - это не годы, а состояние познания самого себя

Джон Роберт Фаулз

заяви, куда надо!
Хочешь такую классную футболку, отличную компанию и массу мероприятий?

Подай заявку на участие в III Фестивале мусульманской молодежи!
сборник материалов фмм 2007
на главную // сборник материалов фмм 2007

Материалы: "Исламские и национальные СМИ"

(20.06.2008)
Максютова Гузель Равиловна, выпускающий редактор газеты «Умма» (Казань)

Что есть «исламское СМИ»? Определенно точно утверждать, что то или иное СМИ является исламским невозможно, за исключением случаев, когда оно само позиционирует себя как таковое. По сути, любое средство массовой информации, пропагандирующее мусульманские ценности и является исламским. Но можно ли отнести к ним национальные газеты, радио и телевидение? Контент большинства национальных СМИ в определенных случаях противоречит мусульманской этике, например, реклама пива на телевизионных каналах, пропаганда свободных отношений между мужчинами и женщинами и т.п. Таким образом, полностью назвать их исламскими не представляется возможным. Тем не менее, именно такие СМИ играют важнейшую роль в распространении традиционных для татар ценностей, которые, по сути являются исламскими.

Для большинства татар Ислам — традиция. Поэтому начавший интересоваться своей нацией и своей историей человек неизбежно сталкивается с религией Ислам. Сама форма Ислама Поволжья способствует тому, чтобы люди познают как религиозные, так и национальные ценности неразрывно друг от друга. Новичок в религии не различает эти понятия, если конечно его преподавателем не является представитель другой нации. Тут-то и определяется путь развития исламских СМИ — во избежание навязывания чуждых для российского менталитета влияний (чаще всего экстремистского характера) из мусульманских стран СМИ в России должно быть национальным. А для наполнения СМИ соответствующим контентом нужно работать в сфере подготовки журналистских кадров, которые бы прекрасно ориентировались в современной обстановке, ощущали бы настроения татарской общественности, как мусульманской, так и национальной, наводили бы «мосты» между ними, тем самым, размывая границы между понятиями «мусульманская» и «национальная» общественность.

Таким образом, на выходе мы получим не несколько газет и передач на телевидении на один регион — «полностью мусульманские», а развитую структуру СМИ, пропагандирующие традиционный для татар мусульманский образ жизни и отвечающих общенациональным интересам.

Ориентация на национально-культурные автономии предоставляет этносам гораздо более широкие, по сравнению с обычными, общественные объединения, возможности для удовлетворения национально-культурных потребностей. Важным преимуществом национально-культурной автономии (НКА) выступает тесное сочетание всей деятельности общественных и государственных начал, точнее говоря, предоставляя Законом и актами органов исполнительной власти государственную поддержку в начинаниях, действиях национально-культурных автономий. Поэтому издательскую деятельность при НКА также нужно развивать.

Поддержка государством таких начинаний уже видна. А это и путь к устранению внутриисламских противоречий, ведь не секрет, что официально поддерживаемая «версия» развития Ислама в Поволжье принимается большинством татар, а «оппозиция» данной «версии» уже проигрывает. И это современный мусульманский журналист должен принять как данность и идти в «ногу со временем», используя каждый поворот истории, каждую новую тенденцию в журналистике для распространения мусульманских ценностей.

Основываясь на национальных традициях, Ислам укрепит свои позиции в Поволжье. Традиция вне зависимости, национальная она или нет, ассоциируется у людей со стабильностью. Предлагая людям традицию, мы, мусульманские журналисты, можем рассчитывать на приятие. Тут примером могут послужить газеты «Вера» и «Иман», которые вот уже на протяжении 10 лет выписывает население Татарстана. Секрет прост — традиция. Эти газеты — мусульманские СМИ, о которых знает, чуть ли не каждый уважающий себя мусульманин. Тут стоит различить традицию как предложение и СМИ, ставшие традицией. Приведенный пример относится к последнему.

Ислам широко представлен на страницах печатных изданий, телевидении, радио и сети Интернет. Если мы рассмотрим аудиторию, на которую рассчитан тот или иной вид исламских СМИ, то заметим, что газеты в основном читают жители сельских районов, малых городов, журналы — интеллигенция, передачи на телевидении смотрит взрослое, занятое в различных сферах население, Интернет-сайты посещают студенты, интеллигенция, журналисты. Тенденция развития исламской кибер-журналистики налицо.

Узнавание Ислама строится как глобализация — расширяется количество читаемых СМИ, сфера интереса выходит за границы государства, человек узнает о новых течениях, традициях других национальностей, но… он смотрит на все это через призму татарского менталитета, построенного на традиционной мусульманской основе. Это ограждает от негативного влияния чуждых традиционному Исламу течений.

Кибержурналистика — рассчитана на будущие поколения. А значит, является стратегически более важным пунктом, над которым стоит поработать печатным СМИ (электронные версии изданий), мусульманским и национальным молодежным организациям, Духовным управлениям мусульман и др.

на главную

интересно
Когда и где впервые состоялся Фестиваль мусульманской молодежи? Как он проходил и кто был его организатором?
Марат Бариев Марат Бариев
Нравственность и здоровье молодежи нас радует
Гусман Исхаков Гусман Исхаков
Аллах любит, когда собираются ради религии
Ренат Валиуллин Ренат Валиуллин
Фестиваль важен и государству и молодежи
Миляуша Шарапова Миляуша Шарапова
География Фестиваля расширяется
Рафик Мухаметшин Рафик Мухаметшин
Такие мероприятия очень нужны для молодежи
Ильдар Гильмутдинов Ильдар Гильмутдинов
ФНКАТ РФ очень рада такому Фестивалю!

Интересное из Интернета
Загружается...

© Студия Ариф.Ру
Организационный комитет II Фестиваля мусульманской молодежи